Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью в рамках основных общеобразовательных программ, участие в которых является обязательным. |
Из Федерального закона об образовании:
«образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.
Основные направления внеурочной деятельности
Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное.
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Таким образом, в соответствии с законодательством
1. Основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
2. План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы и обязателен к исполнению.
3. Учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, самостоятельно готовиться к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Мониторинг готовности общеобразовательного учреждения к введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в части реализации внеурочной деятельности
ЧЕК-ЛИСТ
самодиагностики готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС НОО и ООО
№ п/п |
Мероприятие |
Отметка об исполнении (+/-) ссылка на документ или скрин документа!!! |
1 |
Организационный раздел основной образовательной программы включает в себя план внеурочной деятельности |
+ |
2 |
Содержательный раздел основной образовательной программы включает в себя рабочие программы внеурочной деятельности |
+ |
3 |
В локальных актах образовательной организации отражены особенности организации внеурочной деятельности: |
|
|
- в Положении, регламентирующем режим занятий обучающихся; |
+ |
- в Положении о деятельности в образовательной организации общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений); |
+ |
|
- в Положении о формах самоуправления в образовательной организации; |
+ |
|
- в Договоре о сотрудничестве образовательной организации и организаций дополнительного образования (при необходимости); |
+ |
|
- в штатном расписании образовательной организации; |
+ |
|
- в должностных инструкциях педагогических и иных работников образовательной организации |
+ |
|
4 |
Определен список учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов, используемых при реализации внеурочной деятельности; обеспечена доступность использования информационно-методических ресурсов для участников образовательных отношений |
+ |
5 |
Определена модель реализации сетевых форм взаимодействия общеобразовательной организации с организациями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта в рамках реализации внеурочной деятельности (при необходимости) |
- |
6 |
Разработан план работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогическим работникам в вопросах реализации внеурочной деятельности |
+ |
7 |
Определен пул педагогических работников для реализации проекта «Разговоры о важном» (занятия включены в расписание, определена нагрузка учителя) |
+ |
8 |
Сформированы методические группы по всем направлениям функциональной грамотности |
+ |
9 |
Определены способы организации профориентационных занятий |
+ |
10 |
Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации внеурочной деятельности |
+ |
11 |
Приняты решения по развитию воспитательной среды образовательной организации: |
|
|
- будет реализовываться программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»; |
+ |
- в образовательной организации создан (функционирует) школьный музей; |
+ |
|
- в образовательной организации создан (функционирует) школьный спортивный клуб; |
+ |
|
- в образовательной организации создан (функционирует) школьный театр |
+ |
Локальные акты, отражающие особенности организации внеурочной деятельности
- Приказ О создании на базе школы МС
- Положение о деятельности общественных организаций
- Информация о принятых мерах по развитию воспитательной среды с 01.09.2022 года
- Информация о способах организации профориентационных занятий с 01.09.2022 года
- Информация об обеспеченности кадровыми, финансовыми, материально-техническими условиями реализации внеурочной деятельности с 01.09.2022 года
- Список классных руководителей реализующих проект Разговоры о важном с 01.09.2022 года
- Методические группы по направлениям функциональной грамотности.
- Должностная инструкция педагога внеурочной деятельности
- План-внеурочной-деятельности-2022-2023
- Список учебных пособий и ИЦР используемых при реализации внеурочной деятельности с 01.09.2022 года