Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2023 году
Уважаемые выпускники!
Итоговое собеседование по русскому языку проводится для обучающихся, экстернов во вторую среду февраля(09.02.2022) по текстам, темам и заданиям, сформированным по часовым поясам Рособрнадзором. Дополнительные сроки – во вторую рабочую среду марта (09.03.2022), первый рабочий понедельник мая (16.05. 2022).
Заявления для участия в итоговом собеседовании по русскому языку подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования:
- обучающимися образовательных организаций – в образовательные организации, в которых они осваивают образовательные программы основного общего образования;
- экстернами – в образовательную организацию по выбору экстерна.
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в образовательных организациях.
Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачет» или «незачет». Оценка «зачет» по итоговому собеседованию является одним из обязательных условий допуска обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта, первый рабочий понедельник мая) обучающиеся, экстерны:
- получившие по итоговому собеседованию по русскому языку неудовлетворительный результат «незачет»;
- не явившиеся на итоговое собеседование по русскому языку
- по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- не завершившие итоговое собеседование по русскому языку
- по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Временный коллектив на итоговое собеседование МБОУ Кутейниковской казачьей СОШ №3
№ |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Основное место работы |
Должность по основному месту работы |
Признак участия в ГИА прошлых лет (Да/Нет) |
Уровень профессионального образования * (из списка) |
Квалификация (по диплому) |
Должность в пункте проведения ОГЭ
|
Предметная специализация |
1 |
Ерин |
Анатолий |
Владимирович |
МБОУ Кутейниковская казачья СОШ №3 |
учитель математики и физики |
да |
высшее образование |
учитель математики |
Технический специалист |
физика, математика |
2 |
Ильминская |
Наталья |
Михайловна |
МБОУ Кутейниковская казачья СОШ №3 |
учитель изо и ОДНКНР |
да |
высшее образование |
историк |
Экзаменатор-собеседник |
изо, ОДНКНР |
3 |
Олексина |
Татьяна |
Викторовна |
МБОУ СШ центр образования г.Волгодонск |
учитель русского языка и литературы |
да |
высшее образование |
учитель начальных классов |
Эксперт |
русский язык и литература |
Заявление на участие в итоговом собеседовании
Согласие на обработку персональных данных
Согласие родителя (законного представителя)
Рекомендации по организации итогового собеседования по русскому языку в 2020 г.
Как сдать итоговое собеседование по русскому в девятом классе.
Цель испытания - понять, как хорошо дети владеют русским языком.
Всего четыре задания.
Первое - чтение вслух небольшого текста - около 180 слов. Несколько абзацев. Две минуты можно потратить на то, чтобы пробежать их глазами, познакомиться, и затем начать читать. Материалы посвящены выдающимся россиянам, знакомым ребятам по урокам истории, обществознания, литературы, биологии.
Второе задание - пересказ. Здесь также несколько минут на подготовку. Можно составить короткий план, записать ключевые даты, имена, удачную мысль. Но есть важное условие - нужно не просто пересказать прочитанный текст, а постараться органично "вплести" в свою речь цитату. Она дается здесь же.
Зачем нужна цитата?
Она расширяет контекст. Позволяет перейти от биографии конкретного человека, например, к значению подвига, научно-исследовательской работы. Вариантов может быть много. Но все они абсолютно посильны для девятиклассников. Третье задание - монолог. И здесь у ребенка уже появляется выбор.Ученик может выбрать описание, повествование или рассуждение. Эти задания предполагают принципиально разный характер речи. В первом случае ребенку будет показана фотография: допустим, школьного праздника или спортивного соревнования. Нужно описать, что видишь: место и время события, кто в нем участвует... Во втором случае школьник должен будет рассказать о чем-то на основе своего жизненного опыта. К примеру, о походе или экскурсии, которая запомнилась больше всего. Третья тема носит проблемный характер, предполагает рассуждение и ответ на вопрос "нужно ли?". Например: "Всегда ли нужно следовать моде?".
В этих трех вариантах мы предлагаем небольшой примерный план с наводящими вопросами, которые помогут раскрыть тему. А вот четвертое задание - диалог с собеседником-экзаменатором. Вопросы могут быть направлены на то, чтобы школьник расширил свой ответ, дополнил, уточнил. На всякий случай для учителя тоже составлена карточка с примерными вопросами по теме.
Экзаменатором-собеседником может быть любой педагог, у которого есть хороший контакт с детьми. Если он может разговорить школьника - отлично. Школьный психолог, социальный педагог тоже могут выступать
в этой роли.
Максимальный балл за собеседование - 19. Для "зачета" достаточно 10. У тех, кто не сдаст с первого захода, будут еще две попытки - 11 марта и 18 мая
Собеседование проводится в той же школе, где учится ребенок, максимально мягко, и занимает не больше 15 минут. Нет ни рамок металлоискателей, ни камер. Даже учебный процесс прерывать не обязательно.
За что можно получить "незачёт"?
На собеседовании проверяются не знания правил русского языка, а умение их применять в речи. Оценивается качество речи в целом, в системе. Поэтому важно говорить максимально грамотно. Это первое условие.
А второе - не подменять задание другой темой, которая больше нравится. Если выбираешь описание - описывай именно то, что реально есть на фотографии, не воспроизводя заученные тексты.
В целом речь ребенка оценивается по целому ряду критериев. Среди них - темп чтения, правильная интонация, соблюдение речевых, грамматических, орфоэпических норм. В каждом регионе свой комплект.
Где и как потренироваться в красноречии?
Главный совет - больше разговаривать с друзьями, родителями, учителями. Говорить по-русски, без сленга, не стесняясь. Задания действительно простые. Если все-таки есть неуверенность, например, при расстановке ударения, можно потренироваться чтению вслух дома. Для тренировки подойдет практически любой учебник. Еще вариант - описывать вслух свои ежедневные впечатления. Что я вижу, когда иду в школу? Что интересного было на занятиях в школе? Как прошел мой учебный день?.. Это самые простые коммуникативные упражнения.Если ребенок от волнения впадает в ступор и двух слов связать не в состоянии? Как правило, школа таких ребят знает: примерно также они могут вести себя, защищая проект перед классом или просто отвечая у доски. Учителя должны постараться снять возможный стресс, создать для ученика максимально комфортную обстановку. Сделать все возможное, чтобы он успокоился, собрался. Здесь очень много будет зависеть от мастерства педагога-экзаменатора: важно, чтобы он нашел подход.