В рамках проекта по финансовой грамотности в 1 классе прошла игра "Финансовые ребусы".
Cоревнование было нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повышения уровня финансовой грамотности в процессе поиска ответов на вопросы многоуровневой сложности.
Цель игры - знакомство с основными понятиями и систематизация существующих знаний участников через погружение в предметный материал в игровой форме.
Игроков интеллектуальной игры ожидало 4 интеллектуальных раунда:
- «Ребусы»;
- «Что за слово?»;
- «Найди лишнее…»;
- «Математическая задача»
Ребята с большим удовольствием приняли участие в игре и успешно справились с заданиями.
Обучающиеся МБОУ Кутейниковской казачьей СОШ №3 принимают активное участие в мероприятиях по финансовой грамотности. Данные мероприятия направлены на повышение знаний о финансовой грамотности, на освещение обучающимся таких понятий как: финансовая безопасность, личный бюджет, страхование; способствуют развитию навыков принятия финансовых решений , разумного отношения к деньгам.
Всероссийская просветительская эстафета «Мои финансы» (2 этап)
Опубликовано 12.09.2024
С 2 по 10 сентября 2024 года обучающиеся 3-11 классов МБОУ Кутейниковской казачьей СОШ №3 приняли активное участие во втором этапе Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы» по теме «Первые деньги». Эстафета проводится с целью реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в РФ.
В рамках эстафеты были проведены следующие мероприятия:
- игра «Прекрасное далеко»;
- квиз «Первые деньги»;
- лекция «От первой работы к первым деньгам».
Обучающиеся 3-5 классов с удовольствием решали ребусы «Коты финансовой грамотности» и «Финансовые термины и задачки».
Проведение таких мероприятий способствует повышению уровня финансовой грамотности обучающихся и знаний о видах и нюансах трудоустройства; учит не попадаться на уловки мошенников и недобросовестных работодателей.
В рамках 2 этапа ребята узнали много интересных фактов о различных профессиях и мире финансов!
Путешествуем вместе с Петушком
Опубликовано 12.04.2024
11.04.24 года прошло занятие по финансовой грамотности «Путешествуем вместе с Петушком». Ученики 1 класса помогали фермеру продавать овощи и фрукты, учились находить сдачу, экономно использовать бюджет. Путешествуя по сказке "Петушок и бобовое зёрнышко", решали практические задачи
Находчивый колобок
Опубликовано 22.03.2024
22.03.2024 года в 1 классе прошло занятие по финансовой грамотности «Находчивый колобок». Обучающиеся узнали, что такое товар, услуга, цена, деньги; как грамотно пользоваться деньгами. Затем ребята применили полученные знания на практике в игре «Как Колобок продавал свою услугу».
Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству
Опубликовано 27.02.2024
С 1 по 31 марта 2024 года образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» (далее – платформа «Учи.ру») совместно с Минфином России, Банком России, Минэкономразвития России, Автономной некоммерческой организацией «Национальные приоритеты» реализует некоммерческую просветительскую инициативу – Всероссийскую онлайн-олимпиаду по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1–9 классов (далее – Олимпиада). Олимпиада состоится в рамках исполнения Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации до 2030 года. Сайт проекта – http://finance.uchi.ru.
Цель Олимпиады – ознакомить учеников с основами финансовой грамотности, развить интерес к теме предпринимательства. Решение заданий, разработанных на основе приближенных к реальной жизни ситуаций, способствует формированию у учеников компетенций в области управления личными финансами, знакомит с планированием бюджета, стимулирует развитие критического мышления.
Доходы и расходы семьи
Опубликовано 16.02.2024
16 февраля 2024 года с обучающимися 4 класса было проведено внеурочное занятие по финансовой грамотности «Доходы и расходы семьи». Игра направлена на развитие умений считать, сравнивать направления доходов и расходов, воспитание бережного отношения к семейному бюджету. Работая в группах, ребята с интересом рассуждали, из чего складываются доходы и расходы семьи, семейный бюджет, а также из чего состоят основные расходы.
Благодаря тому, что каждая группа (семья) смогла сама подсчитать свои доходы и расходы, теперь будет знать сколько в месяц тратятся деньги и на что. По итогу занятия ребята дали советы для экономии семейного бюджета.
Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству
Опубликовано 01.04.2023
С 1 по 31 марта 2023 года образовательная онлайн-платформа«Учи.ру» совместно с Банком России, Минфином России, Минэкономразвития России, АНО «Национальные приоритеты» реализует некоммерческую просветительскую инициативу – Всероссийскую онлайн-олимпиаду по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1–9 классов.
Учащиеся нашей школы приняли активное участие в олимпиаде, с интересом выстраивали свои финансы, соревновались, кто больше заработает денег в блинной, выстраивали свои доходы и расходы.
Ребята, принявшие участие в олимпиаде, награждены дипломами, грамотами или сертификатами.
Познавательная игра «Подсчитаем все расходы семьи»
Опубликовано 21.12.2022
20 декабря 2022 года обучающиеся 1-4 классов приняли участие во внеклассном мероприятии «Подсчитаем все расходы семьи». Игра направлена на развитие умений считать, сравнивать направления расходов, принимать обоснованные решения о расходовании денежных средств. Ребята с интересом считали расходы семьи:
- «Без чего нельзя обойтись?»;
- «Без каких расходов им никак не обойтись?»;
- «Обязательные и необязательные платежи».
Ребята с интересом участвовали в игре. Благодаря тому, что каждый смог сам подсчитать расходы своей семьи, теперь будет знать сколько в месяц тратятся деньги и на что.
Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
«Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Выше уже отмечали, что современные дети в столь маленьком возрасте уже имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах. Давая своим детям средства на карманные расходы, многие родители начинают жаловаться, что учащиеся не умеют пользоваться средствами и не знают им цену
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.
Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.
Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология.
Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы:
- «Моя семья» (Что нужно семье)
- «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)
- «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)
- «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами)
- «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),
- «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)
- «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)
- «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)
- «Человек и информация» (Где можно делать покупки)
- «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.
Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.
В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.
Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.
В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.
В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.
Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:
- «Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)
- «Приемы деления» (На что тратятся деньги)
- «Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)
- «Решение текстовых задач» (Валюты)
- «Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)
- «Решение задач» (Личные деньги)
Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:
– значительно увеличивает активность детей на уроке;
– развивает внутреннюю мотивацию к учению;
– усиливает познавательные мотивы;
– расширяет личный опыт учеников;
– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;
– повышает качество и прочность знаний;
– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).
На уроках русского языка использование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д.
- Соедини линиями продолжение пословицы
Береги хлеб для еды, богатый вора боится.
Без денег торговать а деньги для Беды.
Богатому не спится, как без соли хлебать.
Когда деньги говорят, прокладывает.
Есть грош, тогда правда молчит...
Денежка дорожку так будет и рожь.
- Анаграммы. Расшифруйте слова.
СИПЕНЯ (ПЕНСИЯ)
ЛАКМЕРА (РЕКЛАМА)
ПАРТАЛАЗ (ЗАРПЛАТА)
ОВОДРОГ (ДОГОВОР)
КАНОЭКОМИ (ЭКОНОМИКА)
Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело), «В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).
Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Достоинство игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.
Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы, проектную деятельность, внеурочную деятельность:
«Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки, упражнения)
«Учись учиться» (работа с различной информацией)
«Разговор о правильном питании» (игры)
«Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)
На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.
Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям:
1. Электронные приложения к учебникам.
2. Интернет – ресурсы:
Азбука финансов - универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности. Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности
«Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе» где можно найти разработки уроков, ученические проекты, материалы по внеклассной работе, для олимпиад, викторин, конкурсов. Получить информацию о проведении дистанционного детского конкурса «Экономический калейдоскоп»
«Учительский портал»
Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.
Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике.
http://www.uchportal.ru/load/136
«Клуб умные родители»
Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные деньги», который расскажет ВСЁ про карманные деньги для детей.
Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»
Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами. Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.
Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы
https://fmc.hse.ru/primarySchool
Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов
https://fincult.info/prepodavanie/base/nachalnoe-osnovnoe-i-srednee-obshchee-obrazovanie/10744/
Лучшие мультфильмы:
1.Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»
2.Серии мультфильма «Фиксики»:
-Деньги;
-Копилка;
-Как делают деньги.
3.«Богатый бобрёнок»
4.«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».
5.«Незнайка на Луне»
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.
А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:
- понимание природы и функции денег;
- умение ценить деньги;
- умение считать деньги;
- умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);
- умение экономить и сберегать;
- умение тратить деньги и жить по средствам;
- умение делиться.
Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.