Памятка для замещающих родителей
Внимание, подросток! или подводные камни приемного родительств
Если в вашей замещающей семье растет приемный подросток, то эта памятка для вас
Приемные дети приходят разными путями в новую семью. Они могут быть «отказниками» с момента рождения или «подкидышами», найденными на улице, или изъятыми из своих кровных семей. Общее для них то, что они лишились своих кровных семей - лишились возможности жить со своими родителями, быть любимыми, получать от них внимание и заботу. Всё это не может проходить бесследно и требует особого подхода в любом возрасте.
Вы, конечно, слышали, что подростковый возраст всегда испытание для любого родителя. Но он непрост не только для замещающего родителя, но и для самого подростка. И хотя подростковый кризис проходят все подростки, у приемных детей он часто проходит особенно ярко, порой болезненно. Не зря в школе дети, которые воспитываются в замещающих семьях, находятся в зоне повышенного внимания.
Давайте разбираться, с чем это связано. Ведь, чтобы вовремя прийти на помощь, а иногда и сохранить жизнь подопечному, приёмному родителю необходимо понимать, что происходит с подростком. А уж моментов, когда требуется срочно принимать решение, а ничего не понятно, хватает.
В критических ситуациях приемные родители начинают выискивать вину в себе и предпринимать хаотичные попытки срочно «починить» подростка. В ход идут самые разнообразные инструменты. Когда все инструменты испробованы, начинается отчаяние, нервные срывы, злость и в некоторых случаях - эмоциональное или физическое насилие, которое приводит только к обратному результату.
Остановимся на наиболее важных моментах в поведении приемного подростка, на которые стоит обращать внимание замещающим родителям.
У всех детей, оказавшихся в замещающей семье, так или иначе, есть негативный опыт, который нередко приводит к психологической травматизации. К «срыву» в эмоциональном состоянии (травме) может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, привычным укладом жизни, развод родителей, смерть или болезни близких, конфликт со сверстниками или учителями, обиды или травля, могут казаться подростку непереносимой трагедией. С учетом отсутствия собственного опыта преодоления невзгод психологическая травма может стать причиной душевной боли и кризиса, проявлениями которых является то, что родители часто называют «невыносимым поведением».
Раздражительность и агрессивность. Подростки демонстрируют общее недовольство, раздражение, гнев, ярость, жестокость к окружающим. Это может быть проявлением общего психического дискомфорта, и, нередко, может быть призывом душевно страдающего подростка обратить на него внимание, помочь ему. Несмотря на то, что подобное поведение может вызвать отторжение и неприязнь, необходимо обратить внимание на подростков, для которых такая манера поведения раньше не была характерна.
Появление капризности и привередливости. Причины для тревоги в этом случае следует видеть тогда, когда такое свойство ранее было не характерно, либо заметно усилилось, особенно, в сочетании с другими признаками кризисного состояния.
Изменения в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом крайней настороженности и внимательного наблюдения. В случае, если немногословный, замкнутый, стеснительный подросток в не свойственной для него манере начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом страдании или психологической травме, а он пытается скрыть свои переживания под маской беззаботности. Причины изменения привычного стиля поведения подростка могут быть различные, но достаточно часто это - проявления психологического кризиса с риском аутоагрессии или агрессии вовне.
Депрессия. Вариантов протекания депрессии много, но большинство депрессивных подростков становятся замкнутыми, уходят в себя, сокращают круг общения и интересов, могут подолгу лежать в постели или сидеть в своем помещении. Большинство могут маскировать свои чувства, и невнимательные окружающие могут не замечать тревожных сигналов. При этом депрессия очень часто является причиной появления суицидальных мыслей. Следует также помнить, что депрессия - это заболевание, не всегда имеющее понятные психологические предпосылки, а часто возникающее по биологическим механизмам.
Самоповреждающее поведение подростка.Нанесение себе физического ущерба - это попытка физической болью перебить душевную боль. Таким образом, это явный сигнал, что подросток испытывает душевные страдания. Врачи приравнивают самоповреждающее поведение к попытке свести счеты с жизнью. И даже если в действительности подросток не желает себе смерти, и его поступки носят манипулятивно-демонстративный характер, это крик о помощи. Задача родителей - услышать этот призыв и обратиться за консультацией к специалисту, чтобы разобраться в корне проблемы.
Особенности высказываний подростка. В речи человека практически всегда будет отражаться содержание важных для него идей. Значимая идея заряжена эмоционально, поэтому мысль о суициде подросток будет, пусть и завуалировано, но проговаривать. Это могут быть прямые сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Будущего не будет», «Я не вынесу это!», «Скоро все закончится». Прямое указание на необходимость бить тревогу дает склонность к разговорам о суициде как о легкой смерти, способе решения проблем, способе освобождения себя от страданий, а мира – от своей порочности или бесполезности.
Угрозы суицидом. Если подросток открыто высказывает намерение совершить суицид, необходимо отнестись к этому крайне серьезно. Это может быть прямым предупреждением о готовящемся самоубийстве. Необходимо терпеливо выслушать, предложить помощь, не терять из поля зрения. Такое поведение - прямое указание на необходимость консультации психиатра.
Итак, изменения настроения, питания, изменения сна, изменения отношения к своей внешности, самоизоляция, интерес к теме смерти, нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), ухудшение работоспособности, изменение отношения к своим вещам и школьным принадлежностям, необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в размышлениях и т.п. могут свидетельствовать о проживании подростком кризиса и возможном суициде.
ВАЖНО! При появлении любых признаков кризиса срочно необходимо обращение к психиатру или обратиться для консультации на телефон экстренной психологической помощи. Это ситуация, в которой лучше проявить сверхбдительность, нежели не заметить признаков приближающейся беды и упустить шанс спасти жизнь человеку.
Телефоны горячих линий
Единый общероссийский детский телефон доверия 8 800 2000 122
«Ребенок в опасности» 8 800 100 02 27
Линия помощи «Дети России Онлайн» 8 800 2500 015
Молодежный телефон доверия 8 (863) 237-48-48
Ростовский филиал ГБУ РО «ПНД» суицидологическая служба
«Телефон доверия» 8 (863) 223-41-41
Основные принципы разговора с подростком, находящимся в кризисном состоянии.
- Успокоиться самому.
- Уделить всё внимание подростку.
- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
- Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
- Дать подростку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Общего рецепта, конечно же, не может быть, как нет и одинаковых детей. И даже сложно выдать правила успешного общения с конкретным ребенком в подростковом возрасте, так как постоянные изменения, внутренние и внешние, - это особенность данного возраста.
Постоянный поиск решений, гибкость в общении с подростком, - вот что важно. А еще не надо бояться искать решения, принимать помощь. Кроме службы семейного устройства, школы приемных родителей, существует немало помогающих специалистов, к которым обязательно нужно обращаться и вместе создавать условия для успешной жизни с приемным подростком.
Телефон для записи на психологическую консультацию -
ГБУ РО ЦППМ и СП 8 (863) 251-14-10
Прошу ознакомиться с памяткой по профилактике межнациональных и межэтнических конфликтов
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Согласно определению философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.
1. Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, даже тогда, когда оно противоположно вашему.
2. Всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям, будьте доброжелательны и великодушны. Они вам отплатят тем же.
3. Избегайте в общении крайних, жестких и категоричных оценок.Жесткость и категоричность легко провоцируют конфликтную ситуацию.
4. Общаясь с окружающими, старайтесь видеть и опираться на положительное в них. Оценивайте людей в большей степени по тому, что они сделали, а не потому, что они не сделали.
5. Д. Карнеги настоятельно рекомендует не критиковать других людей, дабы не провоцировать конфликты. Поэтому критика человеком воспринимается более положительно, если сначала вы его похвалили за что-либо.
6. Ругать, критиковать можно конкретные действия и поступки человека, но не его личность!
7. В ходе общения желательно хотя бы изредка улыбаться собеседнику.
8. Важнейшее правило общения – цените не только своё, но и чужое мнение, умейте слышать не только себя, но и других!
9. Не оскорбляйте, не унижайте, не обижайте, не обманывайте, не предавайте – тогда уважение и любовь Вам обеспечены!
Информируем о дате проведения областного родительского всеобуча на тему: «Безопасность детей в зимний период» 27.12.2024 в 16.00.
Трансляция всеобуча будет проводиться по ссылке:
https://vkvideo.ru/video-175184395_456239712
Семейная приемная ВОРДИ
Открыт консультационный пункт «Семейная приемная ВОРДИ» на базе Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов, Ростовской области (далее - РО ВОРДИ Ростовской области).
Задачами работы консультационного пункта является организация и проведение специалистами социальной службы сопровождения семей ВОРДИ информационно-консультационной работы и сопровождения семей целевой группы, организация и предоставление бесплатной юридической помощи родителям (законным представителям).
Руководитель консультационного пункта «Семейная приемная ВОРДИ» - Козуб Анна Сергеевна.
Обратиться в «Семейную приемную ВОРДИ» Ростовской области можно заполнив форму на сайте https://help.vordi.org/, а также по телефонам: 88002504243, 89185896148, 89001304999.
АЛГОРИТМ
действий родителей при установлении факта самовольного ухода
1. Не поддавайтесь панике.
2. Если ваш ребёнок самовольно ушёл из дома и его местонахождение неизвестно, прежде всего вспомните о последних увлечениях (компьютерные игры, наиболее посещаемые сайты в сети Интернет, музыка, отношение к молодёжным субкультурам, увлечения, друзей ребенка и настроение его в последнее время). Обзвоните друзей вашего ребёнка, причём разговаривайте не только с детьми, одноклассниками, но и их родителями, прося их об адекватных действиях, в случае, если ваш сын или дочь появится в поле их зрения.
3. Позвоните и опросите родственников и знакомых, классного руководителя, поинтересуйтесь информацией о вашем ребёнке. Может быть, они помогут вам сориентироваться в его возможном месте нахождения.
4. Проверьте, какие вещи пропали из дома. Может быть, одежда или деньги. Тогда можно определить, ушёл ли ваш ребёнок намеренно или пропал.
5. Если все эти действия не принесли результата, срочно обратитесь для организации поиска в отдел полиции, взяв с собой документы на ребёнка и его фотографии. В отделе полиции напишите заявление о розыске. Предоставьте как можно больше информации о ребенке. В поисках все имеет значение: привычки, предпочтения, информация о состоянии здоровья, круг общения и др. Чем раньше вы обратитесь в полицию, тем быстрее начнутся поиски.
6. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.
7. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить администрации образовательного учреждения и в полицию о его возвращении.
Телефон дежурной части ОМВД России по Зимовниковскому району: 8 (863-76) 3-25-02
Единой номер вызова экстренных служб: 112
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8 (800) 200-01-22 (бесплатно, анонимно, круглосуточно)
ПАМЯТКА
по предупреждению самовольных уходов детей из дома
Действий для родителей по предупреждению самовольных уходов:
1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;
2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых на улице позднее 22 часов (Областной закон № 346 от 16.12.2005 г. );
3. Интересоваться проблемами, увлечениями своего ребенка, обращать внимание на его окружение, контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;
4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
-безопасность на дороге;
-безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;
-безопасность при террористических актах;
-общение с незнакомыми людьми и т.д.;
6. Оперативно ставить в известность классного руководителя в случае болезни ребенка, о предполагаемых пропусках уроков (поездка, разовые посещения врача и т.д.)
Основные причины:
1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.
2. Переживание «драйва».
К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
3. Скука.
Чаще всего скука – это следствие какой-либо из описанных ниже причин:
Отсутствие смысла жизни.
- полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жесткого обращения;
- тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
- чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть – у него всегда слишком много;
- чрезмерной критичности взрослых.
Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: уважения, любви, принятия значимых взрослых.
Жизнь «пока» - всё, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
Неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением: когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
4. Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»).
Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
5. Протест против родителей.
6. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).
7. Замкнутый круг.
Иногда уход из дома становится для подростков единственной возможностью выразить свой протест. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.
Памятки
О значении гигиенических процедур в период пандемии коронавируса
О профилактике расстройств зрения у детей
О рекомендациях как выбрать антисептик против коронавируса
О рекомендациях как говорить с детьми о коронавирусе
О рекомендациях как защитить детей от коронавируса в период снятия ограничений
О рекомендациях как организовать рабочее место школьника на дистанционном обучении дома
О рекомендациях по дезинфекции жилых помещений в период пандемии коронавируса
О рекомендациях по ограничению использования гаджетов
О рекомендациях родителям на период эпидемии коронавирусной инфекции
Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе
ПАМЯТКА
Подростковый возраст. К чему готовиться родителям?
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни ребенка и его родителей. Всемирной организацией здравоохранения в основу определения состояния здоровья человека включены 3 основополагающих фактора — физическое здоровье, душевное здоровье и социальное благополучие. Изменения душевного состояния подростка несомненно отражаются на его физическом здоровье. Зачастую это связано с активной гормональной перестройкой организма. Такие изменения – большой стресс для ребенка. Они могут сопровождаться импульсивными поступками и протестным типом поведения. Это может проявляться в виде агрессивного отношения к окружающим, приобретением опасных увлечений и занятий для самого подростка, а также знакомства с вредными привычками, побегами из дома, вплоть до суицида.
Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе. К тому же, если ребенок растет в неблагополучной семье, где родители демонстрируют агрессивное поведение и обращение, он запоминает это и ведет себя подобным образом. И хотя в подростковом возрасте авторитет родителя резко падает, пример матери и отца все равно остается одним из важнейших в жизни ребенка. Поэтому задача родителей подростка – обеспечить эмоционально комфортные условия, в которых будет взрослеть их ребенок.
С какими проблемами чаще всего сталкиваются родители подростков?
- Подростки легко поддаются плохому влиянию. Самая большая проблема, с которой сталкиваются родители тинейджеров во всем мире — это курение, употребление алкоголя и наркотиков. Вредные привычки используются подростками в качестве атрибута взрослого человека. К тому же, некоторые подростки начинают курить и выпивать только для того, чтобы бросить вызов родителям. Поэтому для того, чтобы не допустить подобного поведения, родители должны подавать правильный пример своим детям — соблюдать здоровый образ жизни и обращать внимание на то, не пропадает ли у ребенка аппетит, хорошо ли он спит и не происходит ли у него резких перемен настроения.
- Расстройство пищевого поведения - анорексия, булимия, компульсивное переедание. Чаще всего оно связано с заниженной самооценкой подростка, негативными мыслями и чувствами по поводу своего веса, и как следствие выработки системы питания и привычек, нарушающих нормальное функционирование организма. Необходимо объяснить подростку, что изменение тела — это нормально. Обязательно стоит приучить ребенка к здоровому рациону и регулярным физическим упражнениям. Это станет залогом его здоровья и повысит самооценку.
- Желание вкусить запретный плод в подростковом возрасте проявляется особенно остро, что приводит к раннему началу ведения половой жизни. Это может негативно сказываться на здоровье молодого организма и приводить к нежелательным последствиям. Поэтому родителям необходимо своевременно провести беседу с подростком о серьезных последствиях незащищенного полового контакта и о том, как он может повлиять на всю дальнейшую жизнь.
- Подросток много времени проводит в интернете. Его могут привлекать компьютерные игры, социальные сети и т.д. Противостоять этому практически невозможно, но необходимо научить ребенка определять опасность и недостоверную информацию на просторах всемирной паутины. Кроме того, можно установить в доме свободные от гаджетов зоны. Это может быть кухня или гостиная. Можно договориться не пользоваться телефонами и планшетами за обеденным столом или в постели. Важно расположить ребенка к доверительному общению, установить дружеский контакт и тогда подросток будет рад поделиться любой информацией только при условии, что его не будут резко критиковать.
- Агрессия и жестокость. Агрессия особенно часто встречается у мальчиков-подростков. У них развиваются мышцы, грубеет голос, они прибавляют в росте. Кроме того, они становятся более эмоционально уязвимыми. Всё это может приводить к дракам и издевательствам над сверстниками. Избежать этого могут помочь занятия спортом и физические упражнения — это отличный способ выплеснуть отрицательные эмоции.
Для того, чтобы помочь подростку справиться с психологическими проблемами, нужно с раннего детства формировать доверительные отношения с ребенком, уважительно относиться к личному пространству и мнению подростка, никогда не сравнивать его с другими людьми.
Уважаемые родители (законные представители)!
Поддерживайте привычный ритм жизни семьи, насколько это возможно, или создавайте новые семейные традиции (игры), особенно если дети должны оставаться дома. Обеспечьте вовлечение детей в соответствующие возрасту домашние мероприятия, включая мероприятия по их обучению. Старайтесь максимально использовать игровые формы.
- Насколько это возможно, поощряйте детей продолжать играть и общаться со своими сверстниками. При этом возможно обсуждать такие контакты, как регулярные телефонные или видео-вызовы, другие соответствующие возрасту коммуникации (например, социальные сети в зависимости от возраста ребенка) с ограничением времени.
- Помогите детям найти открытые способы выражения таких чувств, как страх и печаль. У каждого ребенка есть свой способ выражения эмоций. Иногда участие в творческой деятельности, такой как игра или рисование, может облегчить этот процесс. Дети чувствуют облегчение, если они могут выразить и передать свои чувства в безопасной и благоприятной среде.
- Во время стресса и кризиса дети обычно больше стремятся к общению с родителями. Обсудите COVID-19 с вашими детьми, используя возрастной подход. Если у ваших детей есть проблемы, то совместное решение этих проблем может облегчить их беспокойство. Дети будут наблюдать за поведением и эмоциями взрослых, чтобы получить подсказки о том, как управлять своими собственными эмоциями в трудный для них период.
- Дети могут реагировать на стресс по-разному, например быть более цепкими, тревожными, замкнутыми, злыми или возбужденными, мочиться в постель и т. д. Реагируйте на реакцию вашего ребенка с пониманием, прислушивайтесь к тому, что его волнует, оделяйте его любовью и вниманием.
- Объясните детям, что вирус не является фактором этнической или национальной принадлежности, чтобы не провоцировать неприязнь к сверстникам, взрослым людям иной национальности, а воспитывать чуткость и сострадание к беде тех, кто пострадал от вируса.
- В простой доступной форме предоставьте детям факты о том, что произошло, объясните, что происходит сейчас, и дайте им четкую информацию о том, как снизить риск заражения этой болезнью, словами, которые они могут понять в зависимости от своего возраста.
- Расскажите детям о путях передачи коронавируса:
Заразиться COVID-19 можно от других людей, если они инфицированы вирусом. Заболевание может передаваться от человека к человеку через мелкие капли, выделяемые из носа или рта больного С OVID 19 при кашле или чихании. Эти капли попадают на окружающие человека предметы и поверхности. Другие люди могут заразиться в результате прикосновения сначала к таким предметам или поверхностям, а затем - к глазам, носу или рту. Кроме того, заражение может произойти при вдыхании мелких капель, которые выде.чяются при кашле или чихании человека с COV1D 19. По этой причине важно держаться от больного человека на расстоянии более 1 метра.
- Объясните, как избежать заражения: (1) не контактировать с людьми, имеющими признаки простуды и ОРВИ (выделения из носа, кашель, чихание и др.); (2) не посещать массовые мероприятия (кинотеатры, студии, секции, театры, цирки, филармонии, консерватории, пр.); (3) как можно чаще мыть руки с мылом; (4) по возможности, не трогать руками глаза, рот и нос; (5) по возможности, не прикасаться к ручкам, перилам, другим предметам и поверхностям в общественных местах; (6) избегать приветственных рукопожатий, поцелуев и объятий; (7) вести здоровый образ жизни, вовремя ложиться спать и высыпаться, сбалансированно питаться и регулярно делать зарядку. Обратите внимание на то, что вам необходимо регулярно проветривать помещение и делать влажную уборку". Превратите эти занятия в забавную игру для всей семьи.
- Превратите скучный рассказ о путях передачи коронавируса и способах профилактики в игру («Да», «Нет», «Не знаю»), где дети могут двигаться, радоваться успешным ответам и возможности общения с вами.
- Сведите к минимуму просмотр, чтение или прослушивание новостей, которые могут вызвать тревогу и волнение у ваших детей. Объясните им, что вы сами дадите им достоверную информацию, которую возьмете из надежных источников.
- Если возникли проблемы с членами семьи, обратитесь за информацией к сайту Минздрава России: https://www.rosminzdrav.ru
В 2020 году реализуются мероприятия регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» (Ростовская область) национального проекта «Образование» (далее – Проект).
Целью данного Проекта является создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в Ростовской области создается региональная модель помощи гражданам, имеющим детей.
В 2020 году 4 организации Ростовской области являются получателями грантов из федерального бюджета в форме субсидий на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей в рамках Проекта.